Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новости компании

Алексей Шило: «Новая программа «РЖД Бонус» позволяет грузоотправителям сэкономить на оплате дополнительных услуг»

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило рассказал «Гудку» о новых формах взаимодействия с участниками перевозочного процесса, об упрощении логистики на Московском транспортном узле и взаимодействии со смежными видами транспорта.

– Какие грузы могут стать драйвером роста погрузки на сети в 2019 году?
– В этом году ожидается сохранение основных тенденций в погрузке. Драйверами роста помимо каменного угля будут металлические руды, химические и минеральные удобрения. Увеличению объёма этих грузов будет способствовать освоение железорудных месторождений юго-востока Забайкальского края, а также открытие новых и модернизация имеющихся производств ключевых отечественных химкомбинатов.

– Национальный союз агростраховщиков прогнозирует невысокий урожай зерновых по итогам сельскохозяйственного сезона 2018/19 года, который закончится 30 июня. Как это отразится на перевозке сельскохозяйственных грузов?
– По данным Росстата, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2018 году снизился на 16,4% к уровню 2017 года и составил 113,3 млн тонн, то есть на 22,3 млн тонн меньше. С учётом сложившейся ситуации мы ожидаем снижения на 13% погрузки зерновых грузов по сети РЖД в 2019 году – до уровня 23,6 млн тонн, на 3,5 млн тонн меньше, чем в прошлом. Возможно, что эта цифра будет скорректирована в зависимости от прогнозов по объёму урожая в 2019 году. Конечно, объём урожая хоть и определяющий, но не единственный фактор, оказывающий влияние на объёмы железнодорожных перевозок зерна. Имеет место снижение конкурентоспособности отечественных зерновых культур на мировом рынке.
В этом году мы предоставили скидку на перевозку зерна по тем направлениям, где инфраструктура не полностью загружена. Так, была введена 50-процентная скидка на поставки зерновых грузов через погранпереход Самур (Северо-Кавказская железная дорога) с дальнейшим проследованием погранпереходов Беюк-Кясик (Азербайджан) – Гардабани (Грузия). Аналогичная скидка действует на перевозки зерна в экспортно-импортном направлении в сообщении с Арменией и Грузией с участием двух железнодорожных паромных линий Кавказ (Россия) – Поти (Грузия), Кавказ (Россия) – Батуми (Грузия), а также на транзитные перевозки на этих линиях.
По состоянию на начало апреля 2019 года парк вагонов-зерновозов достиг максимальных с 2007 года значений и составил 48 тыс. вагонов (с начала года парк вырос на 1,83 тыс. единиц). Кроме того, по данным Минпромторга России, на 2019 год законтрактовано производство ещё порядка 8 тыс. зерновозов. Однако вызывает беспокойство рост среднерыночной стоимости услуг операторов по предоставлению зерновозов. Начиная с января 2018 года она постоянно увеличивалась и уже в I квартале 2019 года превысила уровень аналогичного периода прошлого года более чем на 30%. Для сравнения: в I квартале 2019 года стоимость услуг составила 2200–2400 руб./сут., в I квартале 2018 года – 1650 руб./сут. Чтобы эту ситуацию разрешить, мы подготовили обращение в ФАС России с просьбой провести проверку обоснованности текущей стоимости предоставления вагонов-зерновозов.
Также для увеличения объёма перевозок зерновых грузов железнодорожным транспортом мы планируем сдавать в аренду грузовые дворы под установку мини-элеваторов и для хранения зерна.

– Что компания делает для повышения конкурентоспособности железной дороги по сравнению с альтернативными видами транспорта?
– У нас нет задачи конкурировать с автотранспортом. Мы рассматриваем его как союзника и стремимся выстроить взаимодействие, чтобы закрыть «последнюю милю» для грузоотправителей. Наши дочерние компании активно используют этот сегмент в доставке «от двери до двери».
Конкурентоспособность железной дороги достаточно высока. Если раньше говорили, что на расстояния до 1,5 тыс. км, безусловно, выигрывает автотранспорт, то сейчас мы способны предложить приемлемые варианты доставки и на расстояния до 500 км. В частности, в прошлом году за счёт гибкого тарифного регулирования удалось привлечь с альтернативных видов транспорта более 3 млн тонн различных грузов.
Кроме того, для привлечения грузов на железнодорожный транспорт в компании есть такие сервисы, как «Организация движения грузовых поездов по расписанию» и «Грузовой экспресс».
Перевозка грузов по фиксированному графику позволяет снизить транспортные расходы компаний за счёт сокращения срока оборота подвижного состава и контейнеров. По фиксированному графику за 2018 год было отправлено 32,87 тыс. поездов, перевезено 72,59 млн тонн грузов, что на 21,9% выше уровня 2017 года.
Высокую оценку грузоотправителей получил сервис «Грузовой экспресс», который ориентирован на доставку мелких партий грузов в вагонах по расписанию. Услуга позволяет сократить время нахождения груза в пути за счёт проследования участка пути по специально разработанному расписанию.
Вагоны с незначительными объёмами грузов формируются на опорной станции в технический маршрут и следуют до станции расформирования без переработок в пути следования. Эта технология позволяет по скорости доставки грузов конкурировать с автотранспортом, а использование услуги «Грузовой экспресс» в комплексе с другими услугами дочерних и зависимых обществ РЖД по предоставлению подвижного состава, погрузочно-разгрузочных работ значительно упрощает процесс перевозки по железной дороге. За прошлый год в рамках услуги «Грузовой экспресс» было отправлено 1,62 тыс. поездов и, соответственно, 1,8 млн тонн грузов, что превысило уровень 2017 года на 4%.
Кроме того, в 2018 году расширены объёмы реализации услуги по ускоренной доставке зерновых грузов в рамках услуги «Грузовой экспресс». Благодаря этому сервису, предусматривающему продвижение составов с зерном до конечной припортовой станции без переработки в пути, в 2018 году перевезено 817 тыс. тонн зерна (в 2017 году – 332 тыс. тонн).
Чтобы привлечь новых клиентов и удержать существующих, трансформирована деятельность агентств фирменного транспортного обслуживания в центры продажи услуг (ЦПУ) – всего их на сети 38. Они оказывают клиентам широкий спектр услуг в области работы с грузами, начиная с базовых – перевозка от станции до станции, предоставление подвижного состава, до индивидуальных комплексных логистических решений формата 3PL совместно с подразделениями терминально-складского комплекса, компаниями GEFCO и АО «РЖД Логистика», ПАО «ТрансКонтейнер» и другими.
Основной функционал ЦПУ позволил не только упрочить коммерческую деятельность в конкурентных сегментах рынка, но и обеспечить продвижение услуг в регионах для предприятий малого и среднего бизнеса за счёт расширения персонализированного обслуживания клиентов. Для развития этого направления в среднесрочной перспективе дополнительно планируется открыть центры продаж в регионах с высокой долей грузовой базы среднего и малого бизнеса. В целом в 2018 году привлечено порядка 15,8 млн тонн грузов, при этом большая часть этих грузов произведена на предприятиях малого и среднего бизнеса.
– В начале года ЦФТО принимал участие в организации контейнерного маршрута Минск – Баку. Есть ли новые предложения для зарубежных коллег или, возможно, они сами обращались с такими инициативами?
– Сейчас РЖД совместно с китайскими партнёрами готовят проект транзитных перевозок легковых автомобилей из Германии в Китай с перегрузкой из вагонов колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм на Черняховском автомобильном терминале в Калининградской области, который имеет железнодорожные пути необщего пользования. Поезд со 112 автомобилями в 22 вагонах (40 условных вагонов) отправился 29 октября прошлого года из Бременхафена (Германия) и через 11 суток был передан китайской стороне на пограничном переходе Алтынколь – Хоргос (Казахстан), 16 ноября поезд прибыл на конечную станцию назначения в Китае. Опытная перевозка автомобилей по новому маршруту китайской и немецкой сторонами признана успешной. Заказчик готов начать регулярные перевозки в 2019 году. На первом этапе объём перевозок может составить до 20 тыс. автомобилей в год, а в перспективе вырасти до 50 тыс. Специальные тарифные условия, применённые при организации тестовой перевозки, пролонгированы РЖД на 2019 год для организации регулярного сообщения.
Перспективный для нас проект – технология «Смарт-логистика». Его идея состоит в создании для Московской агломерации за пределами МКАД мощного терминального логистического центра (ТЛЦ), который позволит разделить поступающий сейчас в Москву по железной дороге контейнерный грузопоток на две составляющие: непосредственно для московских потребителей и для клиентов за пределами МКАД.
Предполагается, что грузы, предназначенные столичным грузополучателям, будут поступать из ТЛЦ по железной дороге на распределительные терминалы в черте Москвы укороченными поездами, курсирующими на регулярной основе, и далее малотоннажными автомобилями развозиться к месту доставки.
Кроме того, ТЛЦ будет консолидировать грузы, поступающие не только по железной дороге, но и «перехватывать» их с автофур для последующей отправки в другие регионы страны контейнерными поездами. Это позволит переключать товаропотоки с автомобильного транспорта на железнодорожный.
В ближайшее время мы также ожидаем развития скоростного грузового сервиса Rail Jet, реализуемого АО «РЖД Логистика». Речь идёт о еженедельных импортных и экспортных отправках грузов в багажных вагонах по маршруту Пекин – Москва – Пекин за шесть суток. Это принципиально новая услуга скоростных перевозок, в том числе товаров электронной торговли, в составах пассажирских поездов, гарантирующих доставку в Москву и Пекин с точностью до минуты.
Перспективным представляется и открытие мультимодального маршрута из Японии в Россию через Транссиб.
- Алексей Николаевич, зачастую результаты зависят не только от внешних условий и новых технологий, но и от слаженной работы внутри компании, от взаимодействия с внешними партнерами. Что делается в этом направлении
– Вы подняли очень важную тему. Мы в коммерческом блоке большое внимание уделяем этому вопросу. Второй год подряд проводим Конференцию транспортно-логистического бизнес-блока холдинга «РЖД», где вырабатываем совместные решения. В этом году она прошла на тему «Взаимодействие и интеграция». В конце апреля в Калининграде собрались 250 руководителей и специалистов транспортно-логистического блока, дочерних и зависимых обществ. Важно, что в конференции также приняли участие и представители Центральной дирекции управления движением и наши клиенты. Работа молодежного потока конференции строилась прежде всего вокруг четырех фокусов взаимодействия: внутри коммерческого блока, с производственным блоком, с клиентами, с внешними партнерами и регуляторами. Каждый из них важен, имеет свою специфику и заслуживает отдельного внимания. Мы открыты к сотрудничеству и пригласили к участию не только клиентов, но и гостей из других стран: Австрии, Армении, Беларуси, Германии, Латвии, Польши, Чехии и Швеции. В открытой дискуссии и на круглых столах участники выработали шаги по укреплению взаимодействия и повышению эффективности.
Отдельным направлением работы стал Чемпионат логистических компетенций ОАО «РЖД» по методике WorldSkills, который впервые был организован по логистическим компетенциям с учетом железнодорожной специфики. Для компании это новый, соревновательный формат проведения конкурсов профессионального мастерства, который прошел успешно и позволил глубоко оценить профессиональные компетенции работников коммерческого блока и выявить лучших. Считаю, это важными и полезными форматами, которые необходимо развивать впредь.
– Расскажите о новом проекте «РЖД Бонус» для грузоотправителей. Чем он может быть интересен грузовладельцам?
– Программа «РЖД Бонус» предполагает начисление бонусных баллов при заказе клиентом комплекса транспортно-логистических услуг. На первом этапе в комплекс входят базовая услуга перевозки второго и третьего грузов железнодорожным транспортом плюс погрузочно-разгрузочные работы.
В дальнейшем в программу будут включены услуги «первой и последней мили» и предоставление подвижного состава.
Мы предлагаем дифференцированную шкалу начисления бонусных баллов. Величина бонусного кешбэка будет зависеть от наименования груза, расстояния перевозки и увеличения объёмов перевозок. Чем короче расстояние, но больше объём перевозок, тем больше баллов будет начислено. Потратить накопленные баллы клиент сможет на оплату дополнительных услуг, например, терминально-складских.
Сегодня клиент оформляет заявку на базовую услугу в системе ЭТРАН, и для того, чтобы он смог заказать комплекс услуг в одной заявке, мы предлагаем одновременно заказывать услуги погрузки и выгрузки в момент подачи заявки на перевозку. Предлагаемый алгоритм универсален, клиент сможет заказывать любую комплексную услугу. Но минимальный набор – перевозка плюс погрузочно-разгрузочные работы. После заполнения заявки клиент сможет увидеть стоимость комплексной услуги и величину бонусных баллов. Как и сейчас, ему останется только оформить железнодорожную накладную (ГУ-27). Бонусные баллы будут начислены на его лицевой счёт после завершения перевозки.
Если к моменту оформления железнодорожной накладной накоплено достаточное количество бонусных баллов, ими можно оплатить часть стоимости погрузочно-разгрузочных работ. Для этого необходимо поставить соответствующую отметку. Например, оплатить бонусными баллами полную стоимость погрузки.

– Как вы относитесь к идее создания резервного парка полувагонов для того, чтобы избежать дефицита универсального подвижного состава в периоды повышенного спроса на полувагоны?
– Чтобы обеспечить гарантированный вывоз грузов в пиковые периоды по справедливым ценам, целесообразно сформировать оптимальный баланс спроса и предложения. Одним из решений здесь действительно может стать создание резервного парка подвижного состава. Однако для этого нужно решить ряд принципиальных вопросов. Во-первых, о принадлежности парка. Это может быть инвентарный парк РЖД, который компания будет обязана предоставлять по тарифам Прейскуранта 10-01 любому клиенту в рамках публичного договора перевозки, но это приведёт к возникновению неравных условий на рынке предоставления вагонов. Интересы операторов будут ущемлены. Альтернатива – использовать в этих целях собственный парк одного или нескольких операторов подвижного состава, например, на базе АО «Федеральная грузовая компания» или другого члена Союза операторов железнодорожного транспорта, у которого есть опыт управления значительным парком вагонов в рыночных условиях.
Во-вторых, необходимо определить порядок создания и финансирования резервного парка. За чей счёт будут закупаться вагоны – из средств федерального бюджета, в том числе целевого финансирования, или из средств РЖД при наличии необходимых финансовых источников, либо с привлечением лизинговых компаний?
Кроме того, остаются вопросы с порядком использования резервного парка в пиковые и внепиковые периоды перевозок, с тарификацией услуг предоставления вагонов.
При этом необходимо отметить, что в настоящий момент потребность в увеличении парка и темпы поступления новых вагонов сбалансированны. Производство новых грузовых вагонов в 2019 году прогнозируется на уровне 62 тыс. единиц при ожидаемом объёме списания парка 20–25 тыс., что позволит покрыть уровень выбывающего парка и обеспечить растущие объёмы перевозок.

– Как сейчас выглядит баланс спроса и предложения подвижного состава на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП)? Вагонов хватает для обеспечения всех заявок или, наоборот, их меньше потребностей клиентов?
– Спрос на подвижной состав по-прежнему остаётся высоким, в том числе у клиентов ЭТП ГП. Привлечением собственников подвижного состава на электронную площадку занимается ООО «Цифровая логистика», которому в августе 2018 года переданы функции оператора. По-прежнему определённые трудности в этом процессе есть у операторов, которые не имеют собственных информационных систем управления парками вагонов, чтобы полноценно обрабатывать заказы в режиме онлайн и обеспечивать потребность клиентов ЭТП ГП.
Тем не менее за восемь месяцев работы «Цифровой логистики» к ЭТП ГП присоединились 16 новых операторов подвижного состава, зарегистрировались 1095 клиентов, оформивших 80,7 тыс. вагоноотправок по 19,9 тыс. заказам, в том числе реализованы пилотные перевозки на экспорт в адрес портов и уже оформлено 244 заказа.
Сейчас можно оформить заказы в адрес ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», ООО «Стивидорная компания «Малый порт» и АО «Морской порт Санкт-Петербург». Для расширения линейки услуг ЭТП ГП подписано соглашение о сотрудничестве «Цифровой логистики» с международным сухим портом Чанчунь.
- Можете, как куратор направления, оценить работу «Цифровой логистики» по оперированию ЭТП ГП и, на Ваш взгляд, что можно подкорректировать для достижения лучших результатов?
- ЭТП ГП как инструмент безбумажного взаимодействия участников перевозки позволяет заказать услугу, получить ценовое предложение с резервированием ресурсов, акцептовать предложение-оферту, произвести расчёты за услуги и отследить выполнение заказа. Всё это можно сделать дистанционно без посещения офисов РЖД или оператора. Сервис работает в России с высокой эффективностью и продолжает наращивать диапазон услуг по мере развития информационных систем РЖД, владельцев подвижного состава и смежных участников перевозки. Также мы предоставляем возможность выхода на площадку сопредельным железнодорожным администрациям, чтобы расширить перечень услуг ЭТП ГП и привлечь дополнительных грузоотправителей.

- Какие проекты в области цифровизации планирует реализовать ЦФТО в 2019 году и с какой целью?
- В прошлом году в подразделениях РЖД апробировалась технология оформления перевозочных документов в автоматическом режиме «Автоагент» на перевозки порожних грузовых вагонов. Её применение предусматривает роботизацию функций, связанных с проверкой правильности оформления перевозочных документов грузоотправителем с применением электронной цифровой подписи. Апробация технологии «Автоагент» проходила на парке порожних полувагонов во внутригосударственном сообщении, к концу 2019 года планируем использовать её на перевозках гружёных вагонов. Ожидаемый эффект от реализации проекта до 2025 года - около 100 млн руб.
Важным направлением в развитии цифровизации является реализация проекта «РЖД Маркет». Его концепция соответствует задачам, которые поставил перед холдингом «РЖД» Президент РФ Владимир Путин по наращиванию доли грузов, перевезённых железнодорожным транспортом, и увеличению прибыли от логистического бизнеса. Автоматизированная система «РЖД Маркет» позволит клиентам просматривать, предлагать, продавать и покупать товары с доставкой до конечного потребителя. А учитывая, что у компании есть значительный объём информации об отечественных производителях, система гарантированно предложит качественных и надёжных поставщиков продукции. В результате реализации проекта клиентами холдинга будут как поставщики, так и потребители.
Кроме того, уже работает Личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок, который позволяет предварительно рассчитать стоимость и сроки оказания услуг, связанных с перевозкой грузов. В дальнейшем мы планируем интегрировать его с АС ЭТРАН, чтобы через Личный кабинет можно было оформлять и подавать заявку на перевозку грузов и подписывать накладную, накопительную ведомость, ведомость подачи и уборки. Мы стремимся к тому, чтобы в электронном формате заключался весь спектр договоров с РЖД.Также разработано мобильное приложение «РЖД-ГРУЗ».
Через этот онлайн-сервис клиент получает комплекс услуг, включая информацию о стоимости перевозки грузов, а также о текущем состоянии вагонов и контейнеров, а в дальнейшем сможет оформить документы в удобном формате.
Использование интернет-сервисов привлечёт потенциальных клиентов, сделает общение с РЖД простым и доступным, повысит эффективность системы продажи услуг компании, а также положительно скажется на нашем имидже как инновационного и технологического лидера в области железнодорожного транспорта.