Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новость компании

К чему готовиться латвийскому транзиту: глава РЖД рассказал про перевозки угля

Угольщикам в восточном направлении сегодня не проехать, поскольку в Азии сложилась благоприятная конъюнктура. Чтобы стимулировать погрузки на сеть РЖД в южном направлении, было решено обнулить экспортную надбавку. Западное направление и так шло с приростом. Какие скидки РЖД готовы дать угольщикам в следующем году и как предлагается формировать тарифы после 2025 года - в интервью "Коммерсанту" рассказал глава РЖД Олег Белозеров.

Уголь составляет почти 45% грузооборота Российских железных дорог, поэтому вопрос формирования тарифов на его перевозку и предоставления различных скидок постоянно находится в центре внимания компании. В этом году, и до 2025 года, в отношении грузов угля действует экспортная надбавка к тарифу 8%.
По словам Белозерова, полностью исключать вариант отмены экспортной надбавки до 2025 года нельзя, в том числе это касается и грузов угля. Сейчас уже действует скидка в направлении портов Азово-Черноморского бассейна.

"В восточном направлении сегодня не проехать — конъюнктура рынка самая комфортная, и было бы странно, если бы на этом наиболее загруженном направлении мы снижали стоимость. Нам нужно его развивать, вкладывать средства, тариф у нас используется, прежде всего, на инвестиционные нужды. (…) Западное направление при, казалось бы, невыгодной конъюнктуре рынка угля у нас шло с приростом, а вот южное направление проседало. Поэтому мы пришли к выводу, что на южном направлении экспортную надбавку целесообразно обнулить. Сначала обнулили на два месяца, и это сразу дало прирост 30%. В итоге продлили скидку до января следующего года. Дальше будем смотреть на развитие конъюнктуры", — сказал Белозеров.

При этом глава РЖД подчеркнул, что он выступает за изменение тарифа на перевозку угля — но не раньше 2026 года. Однако Белозеров не согласен с предложениями некоторых угольных компаний привязать тариф на перевозку к стоимости сырья.

"Как мы можем привязаться к рыночной стоимости угля? Если она будет выше, мы будем работать с большей доходностью, а если меньше — то работать в убыток? Мы как раз и пытаемся донести до угольщиков, что такая взаимосвязь очень сложная", — сказал Белозеров.

По его мнению, в перспективе при дальних перевозках угля можно было бы не применять понижающий коэффициент, поскольку это в основном экспортные направления, а значит, самые выгодные. "И наоборот, дать скидку на короткие расстояния. Это в основном внутренние перевозки, и было бы правильно так поддержать экономику страны", — сказал Белозеров.

Сейчас, по его словам, компания оценивает каждый запрос о предоставлении скидки отдельно.

"Нам важно, чтобы коллеги брали на себя финансовую ответственность в лице конкретного грузоотправителя. По разным сегментам в этом году у нас работает около 40 скидок, что дает возможность увеличить нашу грузовую базу", — сказал Белозеров.

Также говоря о тарифной политике РЖД на перспективу, Белозеров отметил, что считает нужным на разных участках дороги устанавливать разные тарифы, поскольку участки различаются по ряду параметров, по затратам на их содержание.

"Прейскурант должен стать проще и в то же время обеспечивать индивидуальный подход к каждому потребителю. Когда мы идем от средней цены, это не всегда точно отражает ситуацию. (В случае введения дифференцированных тарифов — ред.) мы более определенно сможем сказать: этот маршрут выгодный, этот невыгодный, здесь нужно за одну и ту же продукцию заплатить чуть больше, а там меньше", — пояснил Белозеров.

Что касается угольщиков, Белозеров отметил, что сотрудничество должно строиться по принципу ship-or-pay.

"То есть мы договорились — едем, вы нам даете объемы. Даже если коллеги не отгружают, это уже влияет на нашу программу: мы вложили инвестиции в развитие инфраструктуры и должны их окупать, поэтому давайте вместе придерживаться правил", — заметил глава РЖД.

Он добавил, что среди угольщиков есть компании, которые готовы платить больше.

"Они к нам приходят и говорят: "Мы готовы оплатить инвестиционный тариф для того, чтобы провезти больше и взять на себя риск". Такие предложения в наш адрес — это очень серьезный шаг вперед", — заключил Белозеров.

Напомним, цены на уголь в Азии сегодня выше, чем в Европе, и российские угледобывающие компании заинтересованы в отправке груза именно по этому направлению, однако здесь имеются инфраструктурные ограничения. Еще не завершен даже первый этап модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Чтобы разгрузить направление и переориентировать потоки груза угля в другие порты, компания РЖД ввела понижающие коэффициенты. Планируется, что после полного завершения реконструкции провозная способность БАМа и Транссиба увеличится в полтора раза — до 180 миллионов тонн в 2024 году.

В январе — сентябре 2019 года погрузка угля на сети РЖД оставалась примерно на уровне прошлого года — 276,4 миллиона тонн (-0,9% к уровню января — сентября 2018 г.). При этом наблюдался существенный прирост его погрузки на перевалку, в российские порты и существенное снижение по портам СНГ и Балтии.

По данным за январь — август, перевалка угля в Рижском свободном порту сократилась на 30,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 6,63 миллиона тонн. Уголь в структуре грузооборота Рижского порта является основными видом груза.