Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новости компании

Как сократить порожний пробег на сети

За девять месяцев 2019 года доля порожнего пробега вагонов на сети РЖД составила 39,9%, что на 0,2% ниже аналогичного показателя 2018 года. По полувагонам порожний пробег составил 42% (в 2018-м – 42,03%), по крытым вагонам – 24,3% (в 2018-м – 24,43%), по цистернам – 48,9% (в 2018-м – 48,88%).


Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Управления движения Анатолий Кужель, важно иметь в виду то, что в 2011 году состоялся полный переход на приватный парк вагонов, в результате чего наличный парк на сети стал резко увеличиваться, достигнув в ноябре 2014 года своего пика – 1 млн 221 тыс. вагонов. С началом приватизации парка и ростом числа вагонов качество их использования заметно снизилось. На сегодняшний день ОАО «РЖД» является владельцем инфраструктуры и не имеет рычагов влияния на деятельность операторов подвижного состава в части определения направлений движения порожних вагонов и объёмов продукции, принимаемых к перевозке.

«Одной из основных задач компании наряду с эффективным использованием инфраструктуры является повышение эффективности работы вагонных парков, а именно – ускорение оборота вагонов и обеспечение грузоотправителей теми погрузочными ресурсами, которые определили операторы или собственники, – подчеркнул Анатолий Кужель. – При этом оператор подвижного состава решает только свои локальные задачи, не учитывая технические и технологические возможности инфраструктуры ОАО «РЖД». Это в отдельных случаях приводит к росту порожнего пробега, увеличению количества встречных перевозок однородного порожнего подвижного состава, длительному занятию станционных путей порожними вагонами в ожидании высокодоходных перевозок».

По инициативе ОАО «РЖД» для повышения эффективности использования инфраструктуры и подвижного состава осуществляется взаимодействие с собственниками подвижного состава. Совместно вырабатываются оптимальные технологические решения, позволяющие влиять на уровень порожнего пробега за счёт маршрутизации порожних вагонопотоков, переадресовки составов из порожних полувагонов в пути следования.

Сокращение порожнего пробега вагонов позволяет увеличить перевозки грузов и получить дополнительные доходы для компании. Основная нагрузка здесь ложится на региональные эксплуатационные подразделения и территориальные центры фирменного транспортного обслуживания, которые непосредственно занимаются организацией маршрутов, развитием грузовой базы и взаимодействием с операторами подвижного состава.
«Одним из способов снижения порожнего пробега вагонов стала попутная загрузка груза в тех случаях, когда это возможно, – говорит заместитель начальника службы движения по грузовой работе Южно-Уральской дирекции управления движением Вячеслав Сурин. – Это самый простой и оптимальный способ снижения доли порожнего пробега».

Повысить эффективность использования вагона, в частности увеличить долю гружёного рейса по отношению к доле порожнего, можно путём оптимизации логистических схем перевозок и использования вагона в сдвоенных грузовых операциях. Эти способы активно используются на ЮУЖД и приводят к тому, чтобы взамен порожнего пробега вагон перевозил больше грузов. Перевозка груза является доходом оператора и перевозчика, а порожний пробег – это всегда расходы. Как подчёркивают в Южно-Уральской дирекции управления движением, для того чтобы эта работа была эффективной, необходимо выстраивать с грузовладельцами долгосрочные и конструктивные взаимоотношения. Тогда, работая на регулярной основе, можно улучшать технологию перевозочного процесса и выполнять операции на путях необщего пользования за счёт укрупнения партии отправки, маршрутизации и сдвоенных грузовых операций.

Опыт Южно-Уральской магистрали показывает, что положительно на эффективность использования грузового парка влияют «твёрдые нитки» графика. Как минимум за счёт снижения простоя перед грузовыми операциями. В настоящее время в границах дороги реализованы проекты возврата порожних вагонов по «твёрдым ниткам» графика на станцию Металлургическая в адрес Челябинского металлургического комбината и на станцию Новотроицк в адрес Новотроицкого цементного завода.

Но самым эффективным способом для ЮУЖД остаётся обратная (попутная) загрузка, которая выгодна для всех участников перевозки.

«Чем ниже процент порожних рейсов, тем больше грузов может быть привлечено одной единицей подвижного состава за счёт сокращения расстояния порожнего пробега, – объясняет Вячеслав Сурин. – При коротком плече пробега вагона улучшение производительности грузовых вагонов зависит в основном от сокращения простоев при погрузке и выгрузке». На Южно-Уральской дороге при взаимодействии всех участников перевозочного процесса использование вагонов под сдвоенные грузовые операции осуществляется на станциях Магнитогорск-Грузовой, Аносово, Верхний Уфалей, Металлургическая, Сибай, Шадринск, Новотроицк, Электростанция, что позволяет удовлетворить потребность в перевозках грузообразующих предприятий дороги.

Сегодня РЖД не управляют вагонным парком, а потому снижение порожнего пробега стало наиболее актуальной задачей для собственников вагонов.

На Октябрьской дороге на станции Лужская с использованием сортировочной системы разработали технологию формирования технических маршрутов из порожних вагонов по конкретному оператору подвижного состава – после выгрузки грузов на терминалах АО «Ростерминалуголь», АО «Универсальный перегрузочный комплекс», ООО «Европейский серный терминал», АО «Порт Усть-Луга Транспортная компания», ОАО «Лесной терминал Фактор». Применение такой технологии позволяет собственникам подвижного состава не только сократить сроки доставки порожнего подвижного состава под погрузку, но и обеспечить подвод вагонов под погрузку маршрутами необходимой длины. Для компании «РЖД» это означает сокращение оборота вагонов за счёт отсутствия сортировки порожняка в пути следования, а также получение дополнительного дохода от реализации этой технологии сортировки. В настоящее время только по станции Лужская данная услуга оказывается шести собственникам подвижного состава, таким как АО «Нефтетранссервис», ООО «Т-Сервис Логистикс», АО «Апатит», ЗАО «Евросиб СПб-ТС», ООО «Газпромтранс», ООО «Модум-Транс». С начала текущего года таким образом сформировано более 800 порожних поездов.

Особенно сложная ситуация с порожним пробегом на восточном полигоне, поскольку там груз идёт в основном на восток, а в обратном направлении найти загрузку очень сложно.

Начальник сектора анализа и нормирования службы организации эксплуатационной работы (по Забайкальскому региону) Дирекции управления движением на Восточном полигоне Ирина Плеханова говорит, что порожний пробег на дороге обусловлен неравномерностью грузопотока.

«Однако также причиной бывает и неправильная регулировка вагонного парка, – объясняет Ирина Плеханова. – Случается такое из-за неприёма составов, например, Западно-Сибирской дорогой. Там идёт перенасыщение парка порожних вагонов, а мы выступаем как буферная дорога, и у нас эти вагоны отставляются. Порожний пробег – величина непрогнозируемая, хотя и планируемая. Поэтому что касается способов снижения порожнего пробега, наши мероприятия скорее направлены на следствие – восполнение потерь от порожнего пробега. Например, для этого формируем соединённые поезда. За девять месяцев 2019 года на ЗабЖД сформировали более 10,5 тыс. соединённых поездов».

Кроме того, недавно на дороге разработана и постепенно отрабатываеся новая технология: объединение контейнерных поездов до 140 вагонов. Она, конечно, пока широко не применяется, так как на дороге пока очень мало путей для приёма таких длинных составов. При этом увеличивается и время на обработку, требуется дополнительный контингент осмотрщиков вагонов и многое другое.

«Тем не менее мы уже пополняли до 140 вагонов поезда на станциях Карымская и Чернышевск, – говорит Ирина Плеханова. – Эту технологию мы направили в дирекцию Восточного полигона, чтобы нам помогли, чтобы подобным образом составы формировали, допустим, уже на Западно-Сибирской дороге».

Свою технологию, направленную на повышение транзитности узловых станций, разработали и на Дальневосточной дороге.

«С 14 июня 2019 года на дороге действует технология, когда после выгрузки вагонов на припортовых станциях порожний подвижной состав формируется в поезда, которые следуют без переработки по станции Хабаровск-2, – объяснил заместитель начальника оперативно-распределительного отдела Дальневосточной дирекции управления движением Роман Шестов. – Работа по отправлению таких порожних маршрутов была организована с портами и операторами вагонного парка. Так, на сегодня при среднесуточном отправлении со станции Находка-Восточная 20 поездов 12 из них идут транзитом через Хабаровск-2. По станции Находка соотношение 14 и 7, Владивосток – 8 и 4. Соответственно, снижается нагрузка на узловую станцию Хабаровск-2. Чем меньше мы производим здесь переработку порожних вагонов, тем больше можем принять грузов».