Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новости компании

Операторы выступают за смягчение ответственности за искажение данных в перевозочных документах

Морской контейнерный оператор Hapag-Lloyd с 15 сентября 2019 года планирует установить взыскание в размере $15 тыс. в отношении грузоотправителей, подающих перед отправкой неверные сведения об опасных грузах. Однако ОАО «РЖД» и участники рынка считают, что ужесточение ответственности на железнодорожном транспорте не нужно, так как случаи искажения такого рода данных практически не фиксируются.


Отметим, что все случаи указания недостоверной информации о грузах, в том числе опасных, зафиксированы в статье 98 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», регулирующей порядок взыскания штрафов за нарушения со стороны отправителей и получателей грузов.

Согласно документу, за искажение данных в транспортной железнодорожной накладной, в результате чего снижается стоимость перевозки или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения, а также за отправление запрещённых грузов, грузоотправители выплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за всё расстояние их перевозки независимо от возмещения убытков перевозчика, вызванных данным инцидентом.

При обнаружении перечисленных обстоятельств ОАО «РЖД» составляет акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Заместитель начальника отдела анализа претензионной работы Управления совершенствования качества услуг Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Михаил Разуванов считает пятикратный размер штрафа эффективным.

«Периодически на железной дороге ведутся проверки на соответствие наименований, указанных в документах, чтобы пресечь искажение данных грузоотправителями. Такая работа обычно ведётся на станциях назначения, где происходит выгрузка. То есть сотрудники РЖД – приемосдатчики и станционные работники – участвуют в выгрузке», – рассказал он «Гудку».

Михаил Разуванов добавил, что проверка происходит по-разному, в зависимости от груза – вагоны полностью выгружаются или берутся образцы на экспертизу.

«Это необходимо, чтобы посмотреть, есть ли груз, который указан или его нет, влияет это на тариф или нет. По результатам составляют акт общей формы и коммерческий акт. Есть случаи, когда в проверках участвует полиция, возбуждают уголовные дела, так как компании наносится ущерб или происходят другие противоправные действия», – пояснил он.

По словам президента Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимира Прокофьева, нет необходимости увеличивать штраф, так как случаев искажения данных при перевозке опасных грузов практически не фиксируется.

«Отметку в документах делает грузоотправитель. Мы, операторы, делаем отметку, когда возвращаем порожняк. Если груз идёт в наш адрес, мы указываем, что он опасный. Если оператор этого не сделает и по ходу следования порожняка что-то случается, то ответственность на нас. Штраф налагается в пятикратном размере от тарифа. Но я на своей практике таких случаев не имел. Нефтянка идёт по самому дорогому тарифу, поэтому пятикратный штраф я считаю и так весьма крупным, и не нуждающимся в увеличении», – отметил он.

Как рассказал «Гудку» председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, за недостоверную информацию, переданную перевозчику, искажение может быть введена уголовная ответственность (сейчас только административная). Если будет доказано, что в накладной указывается не тот груз, который везётся по факту, то это нарушение будет приравниваться к мошенничеству с целью получения дополнительной выгоды.

«Данный законопроект подготовлен в Совете Федерации. На него подготовлен отзыв от Комитета по транспорту и строительству Государственной думы. Однако в настоящее время он ещё не готов для рассмотрения в Комитете по транспорту и строительству ГД. Без этого его дальнейшее рассмотрение невозможно», – пояснил он.

По мнению заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семёнкина, увеличение ответственности приведёт к тому, что грузы уйдут с железной дороги.

«Обычно грузоотправителем скрывается реальный груз для снижения тарифной нагрузки, то есть это помогает снизить стоимость перевозки. Что касается опасных грузов, здесь это происходит достаточно редко. Те, кто отгружает опасные грузы, обычно занимаются производством и переработкой, и у них есть все необходимые производственные мощности, компетенции и лицензии для того, чтобы не «опускаться» до указания неверных сведений. Ответственность, которая сейчас установлена за указание неверных сведений, довольно жёсткая – в некоторых случаях штрафы могут достигать миллиона и более рублей. Ужесточать такую ответственность не надо, её надо смягчать, поскольку мне известны случаи, когда люди, заплатив пятикратный штраф, навсегда отказывались отправлять свой груз железнодорожным транспортом. Ответственность не должна быть разорительной для клиента», – резюмировал эксперт.

Отметим, что некоторые операторы сами устанавливают штрафы за искажение данных о наименовании груза. К примеру, ПАО «ТрансКонтейнер», чья «дочка» ООО «СпецТрансКонтейнер» занимается перевозкой опасных грузов, предусмотрело штраф за искажение данных в размере 500 тыс. руб.