Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новости компании

Правила недискриминационного доступа пора менять, но не на условиях ОАО РЖД

Действующие с 2003 года Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования давно настало время менять. В свое время я имел отношение к их принятию и хочу напомнить, что еще тогда они практически представляли собой внутренние правила МПС, регулирующие порядок пропуска поездов по путям общего пользования. В 2008 году ФАС пыталась привести их в соответствие с названием, но из этого ничего не вышло из-за противодействия ОАО «РЖД». Смысл изменений был в том, чтобы создать правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре. В начале реформ планировалась множественность перевозчиков и различия между перевозчиком и владельцем инфраструктуры.

Коррекция правил фактически началась, когда в обиход и внутренние документы ОАО «РЖД» вошло понятие «контейнерный поезд». Ведь правила предусматривают приоритетный порядок пропуска контейнерных поездов вслед за пассажирскими. Тем самым они уже имеют приоритет перед прочими грузовыми перевозками. А это значит, что появились фильтры для коррекции правил и новая необходимость определить очередность пропуска поездов.

И если с этой необходимостью никто не спорит, то последние предложения ОАО «РЖД» по внесению изменений в действующие законы о железнодорожном транспорте, которые появились в этом году, вызывают много вопросов. Мы видим, что все они направлены на создание условий по ограничению доступа на инфраструктуру. Ограничение доступа порождает дефицит, который экономически выгоден владельцу инфраструктуры. Сегодня ОАО «РЖД» является и перевозчиком, и владельцем инфраструктуры, и его действия иногда вступают в противоречия с действующим законодательством. Соответственно, в компании хотят эти противоречия устранить, но в форме, которая не устраивает всех участников рынка.