Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новость компании

Рекомендации и поручения: успеют ли РЖД и операторы в поставленные сроки?

По итогам прошедшего на прошлой неделе совещания в Кемерово по вопросам перевозок угля железнодорожным транспортом был подготовлен протокол с целым рядом поручений и рекомендаций как компании ОАО «РЖД», так и представителям министерств, а также угледобывающих и операторских компаний, предприятий металлургической отрасли. Встреча прошла под руководством губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.

РЖД-Партнер саккумулировал все поручения и рекомендации, данные на совещании. Документ есть в распоряжении редакции. Наблюдатели отрасли достаточно неоднозначно оценивают возможности и сроки исполнения указанных поручений.

БАМ и Транссиб

В частности, ОАО «РЖД» было поручено «незамедлительно скорректировать» в сторону сокращения сроки модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Кроме того, монополии было рекомендовано провести до 28 июня совместное совещание с заинтересованными грузоотправителями по согласованию детальных планов реализации проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры этих двух проектов.

Тарифы

Поручение снизить железнодорожные тарифы на экспортные перевозки энергетического угля из Кузбасса, Хакасии и Красноярского края в западном направлении на период до конца IV квартала текущего года получила компания «РЖД».

Также ОАО «РЖД» было рекомендовано «для повышения конкурентоспособности российского угля и снижения стоимости перевозок топлива» разработать методику ежеквартальной корректировки расчета уровня тарифов РЖД, расценок операторов и стивидорных компаний – в зависимости от цены реализации угля на внешнем рынке за предыдущий квартал.

В свою очередь, Минфину России было поручено рассмотреть возможность предоставления субсидии на финансирование инвестпрограммы ОАО «РЖД» для компенсации выпадающих доходов на период снижения железнодорожных тарифов на экспортные перевозки энергетического угля по названным выше направлениям.

Транспортировка угля

До 24 июня угледобывающим компаниям было поручено предоставить в администрацию Кемеровской области предложения по решению проблем в перевозках угля железнодорожным транспортом. А также рекомендовано рассмотреть возможность переориентации части поставок с экспортных направлений на внутрироссийский рынок.

Угледобывающим компаниям, имеющим предприятия в разных регионах РФ, «с целью увеличения пропускной способности железнодорожной сети РЖД» было рекомендовано исключить встречные грузопотоки угля.

При этом ОАО «РЖД» было рекомендовано до 1 июля подготовить и направить в угледобывающие компании варианты транспортировки угля в обход территории Украины.

Также монополии было рекомендовано до 1 июля разработать и предложить меры по вывозу угольной продукции из Кузбасса в объемах, согласованных специализированными угольными портами (терминалами) Дальнего Востока, в условиях ограничений пропускной способности сети на время проведения ремонтно-путевых работ инфраструктуры с указанием гарантированных объемов с ЗСЖД на ДВЖД с разбивкой по месяцам.

Повышение эффективности

Компаниям – операторам подвижного состава было рекомендовано совместно с ОАО «РЖД» (в отношении путей общего пользования), грузоотправителями и грузополучателями (в отношении путей необщего пользования) разработать до 1 июля меры по повышению эффективности использования вагонов и ускорению их оборота, снижению ставок на привлечение вагонного парка под перевозку энергетического угля в направлении портов и сухопутных пограничных переходов на период снижения мировых цен на уголь.

Кроме того, компании «РЖД» было поручено до 1 июля направить в администрацию Кемеровской области предложения по корректировке устаревших и неэффективных нормативных документов, «необоснованно препятствующих своевременному строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры».

Мнения и прогнозы участников отрасли

Заместитель генерального директора АО «Первая Грузовая Компания» по логистике Андрей Рыженков полагает, что до 1 июля реализовать рекомендации и поручения достаточно сложно. «Поскольку это подразумевает, в частности, пересмотр финансовых и технических планов компаний – операторов подвижного состава. Кроме того, многие работают по сервисным контрактам, где зафиксированы определенные условия работы», – говорит он.

По мнению А. Рыженкова, возможные варианты транспортировки угля в обход территории Украины могут быть через Финляндию, Калининград, погранпереходы Республики Беларусь.

«Можно также возить уголь через порты Санкт-Петербурга, но в настоящий момент они работают на пределе своих возможностей, поскольку грузов слишком много», – отметил он.

Заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту холдинга «Сибуглемет» Евгений Кузнецов, присутствовавший на этом совещании, также высказал мнение о том, что озвученные предложения и рекомендации «в ближайшей перспективе нереализуемы».

«Эти предложения прозвучали, но в виде пожеланий. С. Цивилев говорил о том, что участок Междуреченск – Тайшет нужно модернизировать чуть ли не к следующему году. Но все прекрасно понимают, что это в принципе невозможно, потому что у РЖД есть своя программа и объем работ очень большой», – комментирует Е. Кузнецов.

Не совсем реальной называет он ситуацию с подходами к ст. Слюдянка, также требующей гигантских капитальных затрат.

«Что касается вариантов транспортировки угля в обход территории Украины, какая может быть альтернатива, если нет цены на Западе? Какой смысл туда везти уголь, если он там не продается? Везти себе в убыток, с минусом в тысячу или две тысячи рублей на тонну – никто не позволит так делать. Поэтому альтернативе Украины пока что не найдено», – говорит Е. Кузнецов.

По поводу переориентации поставок с экспортных направлений он задается вопросом: о каких именно углях идет речь? Если об энергетическом угле – внутренний российский рынок не потребляет такое количество объема. Если о рынке коксующегося угля – он весь поделен и дополнительных емкостей на нем нет.

Получить оперативно комментарии от ОАО «РЖД» не удалось.

Ранее РЖД-Партнер со ссылкой на заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Алексея Шило сообщал о том, что ОАО «РЖД» отстранило от движения 222 электровоза, 191 тепловоз, и в планах по оптимизации численности персонала примерно 3 тыс. человек – из-за падения грузооборота в европейской части России.

По итогам расширенного совещания в Кемерово монополия согласилась рассмотреть точечные тарифные предложения угольных компаний по отдельным направлениям. При этом РЖД объяснили, что скидку могут давать лишь при рентабельности перевозок для компании, предлагая угольщикам осваивать СКЖД. По словам А. Шило, РЖД могли бы снизить вагонную составляющую для грузоотправителей угля за счет сокращения оборота вагонов.

Кроме того, ОАО «РЖД» вышли с инициативой снизить тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тыс. км на 12%, но повысить на 15% при более дальних перевозках. Параллельно предлагается дать скидку в 5% на порожний пробег при перевозках, оформляемых через ЭТП.

Добавим, что очередное совещание по вопросам перевозки угля железнодорожным транспортом было поручено организовать заместителю губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрею Панову до 30 сентября.