Архив новостей

Ваш провайдер логистического бизнеса

Новости компании

Тарифная политика РЖД может стать «очень личной» и сложносоставной

ОАО «РЖД» прорабатывает переход на индивидуальные тарифы для конкретных маршрутов и клиентов, пишет «Коммерсантъ». Новую концепцию представил глава департамента методологии тарифообразования монополии Владимир Варгунин на «Крейнинских чтениях» в Высшей школе экономики. РЖД планирует формировать тарифы на основании технических характеристик вагона, а не перевозимых в нем грузов. Также монополия намерена полностью унифицировать ставку порожнего пробега.

На данный момент она едина только для полувагонов и платформ. Однако заработает новая «тарифная модель» не ранее 2026 года. История вопроса Эксперт: действующая система тарификации РЖД не учитывает потребностей грузоотправителей Тарифная ноша «по плечам»: РЖД хочет проиндексировать порожний пробег Скорее всего, РЖД не позволят повысить тарифный класс руды и кокса По мнению эксперта Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Фарида Хусаинова, отказ монополии от «от принципа построения тарифа на основе среднесетевой себестоимости является революционным.
Однако он несет в себе определенные риски для грузоотправителей, так как им не известна поучастковая себестоимость той или иной железной дороги. А для монополии велик соблазн повысить тариф там, где себестоимость выше среднесетевой, не понижая ставки там, где себестоимость ниже. Кром того, у РЖД может пропасть стимул «расшивать узкие места» из-за отказа от расчета по кратчайшему расстоянию, добавил источник «Ъ» в отрасли. Все это может привести к дерегулированию тарифа монополии «по размеру тарифа, по срокам доставки и по срокам очередности». А отправители массовых грузов и вовсе могут попасть в зависимость от «доброй или не очень воли РЖД», высказал опасения собеседник издания. Господин Хусаинов частично разделяет опасения представителей отрасли. – Думаю, много вопросов у антимонопольных органов вызовет идея индивидуализации тарифа, поскольку в этом случае возникает проблема контроля за недискриминационностью тарифообразования, – отметил эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
Глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин и вовсе усомнился в законности планов монополии по установлению тарифов для конкретных грузоотправителей. А расчет себестоимости по конкретному маршруту несет в себе риск дискриминации одних регионов по сравнению с другими, подытожил собеседник «Ъ». Напомним, по оценкам Института развития транспортных систем в начале 2019 года железнодорожные тарифы, несмотря на ограничение базовой индексации по формуле «инфляция минус 0,1», выросли до 11,9%. LR